– В одной из евангельских притч говорится, что В одном винограднике были работники, которые работали там целый день, потом к ним присоединились люди, которые работали там в течение половины дня. И, наконец, последняя смена проработала там всего один час. А награду все получили одну и ту же. Понятно, что под виноградником имеется в виду работа ради Господа Бога и под наградой понимается Царствие Небесное. Но ведь это несправедливо!
– Да, несправедливо, если бы это была не притча, а факт обычной жизни. Притча же с помощью этого образа раскрывает одно из серьезнейших положений духовной жизни человека. Помните, как возмутились те, которые работали с утра? Христос и указывает этой притчей на глубокую ошибку, вошедшую в сознание иудеев, что будто бы человек получает награду от "Хозяина виноградника" Бога – за количество добрых дел, безотносительно к тому, с каким душевным настроем они совершаются. Оказывается, иначе. Основным является как раз тот духовный "ключ", в котором подвизается человек. Тот же святой Исаак Сирин писал об этом совершенно определенно: "Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны". "Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание". Вот непререкаемый критерий истинной христианской жизни! Он скрыт от людей, но виден Богу.
Важно при этом помнить мысль Отцов: истинное смирение не видит себя смиренным! Более того, как говорили египетские святые пустынники, та добродетель, которая становится очевидной для всех, теряет свою цену. Возвращаясь к притче, напомню, например, предсказание древних подвижников о монашестве последних времен. Они говорили, что последние монашествующие "не будут уже иметь тех подвигов, которые имели мы, они будут спасаться смиренным терпением скорбей". Смиренным – то есть с осознанием того, что они "рабы, ничего не стоящие" И достойное по делам своим получают. Благодаря этому смирению эти, последние, получат ту же «плату» от Хозяина, что и первые великие подвижники.
Осипов Алексей Ильич
Профессор Московской Духовной Академии