С женой или мужем нельзя разводиться ни по какой причине, кроме одной. Эту причину Господь указал: прелюбодеяние, измена супругу. Потому что когда измена произошла, тогда, собственно, и супружества уже нет. Почему так? Казалось бы, ничего страшного в измене нет, это относится всего лишь к области физиологии. Но дело в том, что семья есть образ Пресвятой Троицы. А если через блуд вклинивается еще какой-то человек, то он в эту семью тоже как-то входит, и получается нарушение образа Троицы – четверица, пятерица. А всякий образ помимо Пресвятой Троицы – это есть уже ложь, искажение. Поэтому брак оказывается разрушен. Второй супруг, конечно, вправе великодушно простить виновного, если он покается, вновь вернется в исходное состояние; но может и развестись, потому что продолжать такое сожительство – это значит участвовать в беззаконии, продолжать жить в этом грехе, что совершенно, с точки зрения Божественной, вещь невозможная.
Некоторые высказывают мнение, что Бог один, просто мусульмане Его называют Аллахом, а христиане – Пресвятой Троицей, в этом вся и разница. Но ведь один и тот же Бог не может разрешать иметь четырех жен и строго только одну. Поэтому на основании лишь этого факта со спокойной совестью можно утверждать, что бог, которому поклоняются мусульмане, это вообще не Бог или какой-то иной бог, ложный, лживый. Потому что если в сфере жизни, относящейся к деторождению, допустить ту свободу, которую повелевает человеку его животная природа, человек сразу выходит из области спасения и быстренько становится скотиной. Человек от скотины отличается еще и тем, что у него есть брак. Поэтому если у него одна жена, вторая, третья или одновременно две, то он переходит уже из человеческого рода в область скотов несмысленных.
Для животных понятие брака не существует, так же как не существуют понятия "сын", "мать". Котенок знает мать, пока он хочет молока. Как только ему исполнится месяцев восемь-девять, он уже взрослый кот, он может свою мать воспринимать как жену, для него никаких запретов не существует. Запреты существуют только для человека. Поэтому когда человек начинает искать поводы для того, чтобы расширить сферу действия своих инстинктов вне брака, то он становится сначала животным, а потом уже и демоном, потому что дальше начинаются различные извращения, которые никакое животное себе никогда не позволит, – например, жить в браке и не рожать детей.
Возможно ли для кошки придумать какие-то ухищрения, чтобы не рожать котят? До этого извращения может додуматься только человек. Значит, это хуже, чем просто скотство, это падение гораздо ниже, это уже крайность дьявольская, демоническая. Бог устроил человека – мужчину и женщину – для воспроизведения рода человеческого. А человек брак превращает в блуд, ухитряется так, чтобы не было детей. Это все равно что съесть обед, а потом его вывернуть из себя и начать все сначала. Тогда зачем есть? Теряется просто разумный смысл.
Но для многих это стало совершенно обычной жизнью. А потом, когда брак начинает рушиться, человек думает, что это происходит ни с того, ни с сего, не понимая, что если брак устроен не на заповедях Божественных, если муж и жена живут не так, как Бог заповедал, а по-скотски или по-дьявольски, то, естественно, сила Божия, которая в браке должна существовать как в домашней Церкви, уходит. Господь отворачивается от этого безобразия, безстыдства, и все рушится. Поэтому человек должен заповеди ставить выше своих желаний и тех помыслов, которые ему дьявол вкладывает.
Протоиерей Димитрий Смирнов